Финансовая грамотность

Из истории денег.

развернуть

Из истории денег

Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается тривиальным вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?

Термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги.

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумывается о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Откуда они взялись? Как к ним относиться? Чего больше - добра, или зла приносят они людям?

Ученые утверждают, что деньги – это величайшее изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. В старину считали, что деньги – это порождение нечистой силы.

Так что же такое деньги: источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе. Начнем с путешествия в историю денег.

Деньги – это инструмент управления жизнью отдельного человека и общества в целом.

Давайте поговорим о деньгах, а точнее – рассмотрим самые интересные факты о деньгах. Ведь эти бумажные купюры или металлические монетки у разных людей вызывают разные эмоции. Радость, гордость, спокойствие, зависть и даже разочарование. И, в то же время, мало у кого они вызывают безразличие. Какие же необычные и удивительные сведения существуют о деньгах?

Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?

Вот несколько правил.

1. Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.

2. Зарабатывай честно.

3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».

4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.

5. Старайся не влезать в долги.

6. Не играй в лотереи, азартные игры.

Культура обращения с деньгами – это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги и как разумно ими распоряжаться.

Научиться управлять деньгами — это искусство, которому надо учиться с раннего возраста, много читать, считать, составлять сметы, определять свои финансовые цели. Чем раньше дети познакомятся с этим искусством и приобретут навыки самостоятельного принятия решений в вопросах финансовой грамотности, тем уверенней и безопасней будут себя чувствовать на протяжении всей жизни.

свернуть

Памятка для учащихся по финансовой грамотности.

развернуть

Нормативно-правовые акты Республики Беларусь по финансовой грамотности.

развернуть

Нормативно-правовые акты Республики Беларусь, материалы, размещенные на интернет-сайтах и специальную литературу:

- Единый интернет-портал финансовой грамотности населения (http://www.fingramota.by/ru/participants);

- Сайт Национального банка Республики Беларусь (http://www.nbrb.by), раздел «Финансовая грамотность»;

- Официальные сайты банков Республики Беларусь, раздел «Финансовая грамотность»;

- Игра «Финансовый футбол», которая размещена на сайте Национального банка и на других сайтах в сети Интернет;

- Мультипликационный фильм «Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым», размещенный на Едином интернет-портале финансовой грамотности населения (http://www.fingramota.by/ru/participants);

- Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З;

- Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З; Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З;

- Закон Республики Беларусь «О кредитных историях» от 10 ноября 2008 г. № 441-З;

- Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226;

- Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 января 2013 г. № 34;

- Антипенко О. «Денежная азбука»;

- Горяев А., Чумаченко В. «Финансовая грамота для школьников» .

свернуть

Методические рекомендации для подготовки к республиканской олимпиаде по финансовой грамотности среди учащихся учреждений образования.

развернуть

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Регламент проведения олимпиады

МОДУЛЬ 1. ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

МОДУЛЬ 2. НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ

МОДУЛЬ 3. СБЕРЕЖЕНИЯ

МОДУЛЬ 4. ЗАИМСТВОВАНИЯ

МОДУЛЬ 5. ЦИФРОВОЙ БАНКИНГ

МОДУЛЬ 6. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК

МОДУЛЬ 7. СТРАХОВАНИЕ

МОДУЛЬ 8. НАЛОГИ

МОДУЛЬ 9. ИНВЕСТИЦИИ

МОДУЛЬ 10. ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА

Введение.

Актуальность повышения уровня финансовых знаний населения продиктована особенностями развития финансового рынка: активное развитие информационных технологий в финансовой сфере способствует повышению доступности финансовых услуг для различных категорий населения. С одной стороны, доступность финансовых услуг помогает развиваться и двигаться вперед. С другой – доступ к финансам должен непременно сопровождаться адекватным ростом знаний об этих продуктах, умением их правильно использовать, то есть повышением финансовой грамотности.

  Подготовка подрастающего поколения в области финансов является одной из важнейших составляющих проводимой в этом направлении работы. Практика свидетельствует, что без знания основ финансовой грамотности в настоящее время нельзя сознательно воспринимать экономическую действительность, разбираться в общественной жизни, компетентно и эффективно решать задачи хозяйственной практики. Выделение учащихся учреждений образования в отдельную целевую группу обусловлено также рядом факторов:

  • особенностями молодежной культуры, пропагандирующей высокую потребительскую активность;
  • склонностью делать выбор, основываясь только на рекламных сообщениях, не обращаясь к объективным информационным источникам.

Национальным банком Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь утвержден План мероприятий по повышению финансовой грамотности обучающихся учреждений образования Республики Беларусь. Среди мероприятий плана – ежегодное проведение республиканской олимпиады по финансовой грамотности для учащихся учреждений общего и среднего образования (далее – олимпиада). Олимпиада по финансовой грамотности проводится в целях популяризации знаний в области финансов среди молодежи, повышает потенциал учащихся в этой сфере, помогает сформировать их базовые финансовые компетенции.

Настоящие методические рекомендации разработаны в помощь старшеклассникам и педагогам при подготовке к олимпиаде. Методические рекомендации включают описание тем олимпиадных заданий, рекомендуемые источники информации (нормативные документы, учебная литература, официальные сайты государственных органов Республики Беларусь), примеры вопросов с ответами и пояснениями.

 Регламент олимпиады.

Участниками олимпиады являются учащиеся 10 – 11 классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, изъявившие желание участвовать в олимпиаде.

Олимпиада проводится в четыре этапа:

первый этап – в учреждениях образования, второй этап – районный (городской),

третий этап – областной (Минский городской), заключительный этап – республиканский.

Олимпиада проходит в следующие сроки (в 2018 году):

первый   этап   –   сентябрь   (дата  устанавливается   учреждениями образования самостоятельно);

второй этап – 19 октября; третий этап – 16 ноября;

заключительный этап – 14 декабря.

Олимпиадные задания для первого этапа составляются и утверждаются в учреждениях образования. Олимпиадные задания для последующих этапов подготавливаются централизованно, утверждаются председателем организационного комитета по подготовке и проведению олимпиады. Задания состоят из 30 вопросов (задач) в форме тестов. Задания включают вопросы на знание теории, математические вычисления по финансовой тематике.

Критериями оценки являются баллы, которые присуждены каждому вопросу в зависимости от степени сложности (от 1 до 5). Максимальное количество баллов, которое может набрать участник за правильные ответы на каждом из уровней олимпиады – 100 баллов.

Творческое задание является дополнительным и рассматривается в случае, если учащиеся из числа победителей набрали равное количество баллов. В иных случаях дополнительное творческое задание не оценивается. Рекомендованный объем письменного ответа на творческое задание составляет не более 1/2 страницы А 4.

Время выполнения олимпиадного задания – 60 минут. Пользование калькуляторами, телефонами и другими средствами приема-передачи информации во время решения олимпиадных заданий запрещено.

 МОДУЛЬ 1. ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

 1.1.          Темы

Семейный (личный) бюджет. Понятие «бюджет». Дефицитный, сбалансированный и профицитный бюджет. Потребности и желания. Классификация доходов и расходов. Оптимизация доходов и расходов. Экономия. Принятие финансовых решений.

Финансовое планирование. Финансовые планы. Личный финансовый план. Этапы составления личного финансового плана. Постановка целей. Активы и пассивы.

Финансовые резервы. Создание «чрезвычайного денежного фонда». Пенсионные накопления.

1.2.          Источники

  1. Единый интернет-портал финансовой грамотности населения Республики Беларусь, раздел: ”Планирование личного бюджета“ (http://www.fingramota.by/ru/home/service/5?subSectionId=14).

1.3.          Примеры заданий

Вопрос   1.   Продолжите   фразу:   с   увеличением   своего   дохода финансово грамотный человек…

  1. начнет покупать одежду только престижных брендов из последних коллекций
  2. станет    чаще    и    свободнее    посещать    развлекательные заведения,рестораны
  3. увеличит свой финансовый резерв, начнет инвестировать часть своего дохода

Вопрос 2. При прежних доходах, в этом году Ваши расходы увеличились на треть. Какие Ваши действия?

  1. продолжу тратить деньги по-прежнему, недостающую часть буду покрывать за счет кредита или займа
  2. для поддержания прежнего уровня жизни буду использовать сбережения, которые накапливал на другие цели
  3. постараюсь урезать расходы до прежнего уровня за счет экономии, несущественных трат, одновременно начну искать дополнительные источники дохода

Вопрос 3. Идеальный финансовый резерв – это…

  1. неистраченный лимит денег на кредитной карточке
  2. не меньше суммы текущих расходов на три месяца
  3. примерно ползарплаты

Вопрос 4. К какой группе относятся расходы на покупку нового пылесоса взамен имеющегося, который внезапно сломался?

   1. постоянные расходы

   2. непредвиденные расходы

   3. повседневные расходы, или расходы на жизнь

Вопрос 5. Федор хотел купить 1 килограмм хорошей клубники по 5 рублей за килограмм, но поддался на уговоры продавца и купил 3 килограмма клубники по 4 рубля за килограмм. К сожалению, из-за жары один килограмм клубники испортился, и Федору пришлось его выкинуть, остальное он съел. По какой цене за килограмм в итоге досталась Федору съеденная клубника?

  1. 6 рублей
  2. 5 рублей
  3. 4 рубля

 МОДУЛЬ 2. НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ

2.1. Темы

Внешний вид и характеристики наличных денег. Дизайн и концепция белорусских денег (банкнот и монет). Изображение передней и оборотной сторон, цветовая гамма и размер. Номиналы белорусских денег (банкнот и монет). Признаки подлинности. Элементы защиты. Проверка на подлинность. Фальшивые деньги.

Деноминация. Сущность деноминации. История деноминаций в Республике Беларусь. Сроки проведения деноминации 2016 года. Порядок обмена денежных знаков образца 2000 года на денежные знаки образца 2009 года.

Операции с наличными деньгамиРасчеты наличными денежными средствами. Ограничения при расчете наличными деньгами. Обмен поврежденных белорусских денег, иностранной валюты. Хранение наличных денег и ценностей в банковской ячейке. Обращение памятных монет.

2.2. Источники

    1. Официальный    сайт    Национального    банка    Республики Беларусь, разделы:

    2. Единый интернет-портал финансовой грамотности населения Республики Беларусь,раздел: ”Деньги“(http://www.fingramota.by/ru/home/service/1?subSectionId=7).

    3. Указ      Президента      Республики      Беларусь      04.11.2015 № 450 ”О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь“.

2.3. Примеры заданий

Вопрос 1. Как называется ребро монеты?

  1. гурт

  2. аверс

  3. реверс

Вопрос 2.   Сколько   номиналов   банкнот   Национального   банка Республики Беларусь находятся в настоящее время в обращении?

  1. 6
  2. 7
  3. 8

Вопрос 3. С какого периода неденоминированные денежные знаки образца 2000 года будут считаться недействительными?

  1. с 1 января 2017 г.
  2. с 1 января 2020 г.
  3. с 1 января 2022 г.

Вопрос 4. Использование иностранной валюты между физическими и юридическими лицами-резидентами на территории Республики Беларусь допускается при приобретении:

  1. авиабилетов
  2. путевок за пределы Республики Беларусь
  3. полиса страхования автогражданской ответственности ”Зеленая карта“

 Вопрос 5. Какие специальные метки для слабовидящих людей есть на банкнотах белорусского рубля?

  1. точки и черточки
  2. геометрические фигуры
  3. на купюрах нет специальных меток

МОДУЛЬ 3. СБЕРЕЖЕНИЯ

3.1. Темы

Банковский вклад (депозит). Основные параметры выбора банковского вклада (депозита). Виды банковских вкладов в соответствии с законодательством Беларуси. Особенности отзывных и безотзывных вкладов. Расчет процентов по депозиту. Фиксированная и плавающая процентная ставка. Виды начислений процентов по депозитам: простые (без капитализации) и сложные (с капитализацией). Договор банковского вклада. Основные условия договора банковского вклада.

Сохранность денежных вкладов населения в банке. Государственный механизм гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов). Кто имеет право на получение возмещения вкладов при невозможности банка самому возвратить средства. В каком размере выплачивается возмещение. В какой валюте выплачивается возмещение.

3.2.  Источники

  1. Официальный    сайт    Национального    банка    Республики Беларусь, разделы:
  1. Единый интернет-портал финансовой грамотности населения Республики Беларусь, разделы: ”Вклады“(http://www.fingramota.by/ru/home/service/2?subSectionId=15).
  1. Банковский кодекс Республики Беларусь, раздел 6, гл. 21. ”Банковский вклад(депозит)“.
  2. Декрет № 7 от 11.11.2015 ”О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)“), п. 1.1 –1.3.
  3. Закон   Республики   Беларусь   от   08.07.2008   N    369-З   ”О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц“, гл. 23, ст.4.
  4. Гражданский кодекс Республики Беларусь, ст. 25 ”Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет“.

3.3. Примеры заданий.

Вопрос 1. С какого возраста граждане Республики Беларусь могут самостоятельно открывать в банке вклад (депозит)?

  1. с 14 лет
  2. с 16 лет
  3. с 18 лет

Вопрос 2. Какой формулой следует воспользоваться для расчета простого процента на сумму вклада 1 000 белорусских рублей при ставке 14 % годовых?

   1. 1 000 рублей*0,14

   2. 1 000 рублей*14

   3. 1 000 рублей/0,14

Вопрос 3. Можете ли Вы забрать срочный вклад из банка раньше оговоренного договором срока без согласия банка?

  1. да, но только если вклад является отзывным
  2. да, но только если вклад является безотзывным
  3. в соответствии с законодательством я могу снять деньги в любое время предварительно уведомив об этом банк.

Вопрос 4. Государством Республики Беларусь гарантировано возмещение денежных средств физических лиц, размещенных во вклады в зарегистрированных на территории Беларуси:

  1. небанковских кредитно-финансовых организациях
  2. банках
  3. банках и микрофинансовых организациях

Вопрос 5.   В   случае   ликвидации   банка   будет   ли   выплачено возмещение по сберегательному сертификату?

  1. да,   вне   зависимости   от   того,   является   сберегательный сертификат именным или на предъявителя
  2. да,    только   в    случае,   если   сберегательный   сертификат является именным
  3. нет, эти средства возмещению не подлежат

МОДУЛЬ 4. ЗАИМСТВОВАНИЯ

4.1.  Темы

Кредитная история. Что такое кредитная история. Кем и как формируется кредитная история. Что содержится в кредитной истории. Как и кем используется кредитная история. Можно ли узнать свою кредитную историю (другого человека). Можно ли изменить кредитную историю. Кредитный отчет – кредитный скоринг.

Кредиты. Виды кредитов. Принципы кредитования. Из чего складываются платежи по кредиту. Схемы погашения задолженности. Дифференцированные и аннуитетные платежи по кредиту. Расчет процентов по кредитному договору. Ключевые параметры кредитного договора. Подписание кредитного договора. Реструктуризация кредита.

Поручительство. Что такое поручительство по кредиту. Ответственность поручителя. Виды ответственности поручителя: солидарная и субсидиарная. На что необходимо обратить внимание при заключении договора поручительства. Оценка возможности исполнения принятых на себя обязательств по договору поручительства.

Некредитные финансовые организации. Что такое микрофинансовая организация. Ломбарды. Потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи. Лизинг. Кредит, аренда и лизинг – в чем разница. Преимущества и недостатки лизинга. Особенности лизинга жилья.

4.2. Источники

  1. Официальный    сайт    Национального    банка    Республики Беларусь, разделы:
  • ”Кредитный регистр“ (http://www.nbrb.by/today/CreditRegistry).
  • ”Финансовая           грамотность“,           подразделы           ”Памятка кредитополучателю“,                        ”Памятка                               поручителю“ (http://www.nbrb.by/today/FinLiteracy).
  • ”Часто задаваемые вопросы“ (http://www.nbrb.by/today/FAQ).
  1. Единый интернет-портал финансовой грамотности населения Республики Беларусь,разделы:
  1. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2003 № 441- З, раздел 5, гл. 18 ”Банковский кредит“.

4.3. Примеры заданий

Вопрос 1. Кто может получить кредитную историю близкого родственника (мужа, жены, сына, дочери)?

  1. никто   не   может   получить   кредитную  историю   близкого родственника, только сам субъект кредитной истории
  2. близкий     родственник    по     письменному    заявлению     с предъявлением паспорта
  3. доверенное   лицо   на   основании   нотариально   заверенной доверенности

Вопрос 2. При каком способе погашения кредита кредитополучатель заплатит меньшую общую сумму платежей по процентам?

  1. по дифференцированной схеме погашения кредита
  2. по аннуитетной схеме погашения кредита
  3. сумма переплаты будет одинаковой независимо от способа погашения кредита

Вопрос 3. Реструктуризация кредита банком – это:

  1. списание кредитной задолженности с кредитополучателя
  2. пересмотр условий кредитования
  3. взыскание задолженности в судебном порядке

Вопрос 4. В случае если кредитополучатель оказался неплатежеспособен, то поручитель должен выплатить банку:

  1. сумму основного долга по кредитному договору
  2. штраф и пеню, начисленные за несвоевременное или ненадлежащее исполнение обязательств кредитополучателем по кредитному договору
  3. все платежи по кредитному договору, не выполненные кредитополучателем

Вопрос 5. Право собственности на предмет лизинга:

  1. Переходит к лизингодателю в день заключения договора финансовой аренды(лизинга).
  2. Переходит к лизингодателю в день фактической передачи ему предмета лизинга в лизинг по акту приема-передачи.
  3. На протяжении всего срока лизинга принадлежит лизингодателю и переходит к лизингополучателю только после завершения этого срока при условии уплаты в полном объеме лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга.

 МОДУЛЬ 5. ЦИФРОВОЙ БАНКИНГ

 5.1. Темы

Банковские платежные карты. Классификация банковских платежных карт по экономическому содержанию, по принадлежности к платежной системе, по функционалу. Элементы банковских платежных карт (магнитная полоса, микропроцессор, технология бесконтактных платежей, CVV/CVC код). Безопасность использования. Действия в случае утери банковской платежной карты. Принцип нулевой ответственности.

Электронные деньги. Интернет-банкинг. Другие способы дистанционных банковских операций. Что такое электронные деньги. Типы электронных денег. Электронный кошелек. Расчеты с помощью электронного кошелька. Преимущества использования интернет-банкинга. Безопасность осуществления платежей в интернете.

Новые технологии и программно-технические решения. Единое расчетное информационное пространство (ЕРИП). Межбанковская система идентификации (МСИ). Номер банковского счета в международном формате (IBAN). Краудсорсинг. Блокчейн.

5.2. Источники

  1. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь,разделы:
  1. Единый интернет-портал финансовой грамотности населения Республики Беларусь,разделы: ”Безналичный                                                                              расчет“ (http://www.fingramota.by/ru/home/service/8?subSectionId=12).
  1. ”Развитие финансового рынка“, подраздел ”Краудфандинг“ (http://www.fingramota.by/ru/home/service/7?subSectionId=48).
  2. ”7 вопросов про IBAN“ (http://fingramota.by/ru/actualinfo/actualinfo/107).
  3. Официальный  сайт ЕРИП, раздел  ”О  системе“ (https://raschet.by/o-sisteme/ob-aisraschet).

5.3. Примеры заданий

Вопрос 1.    В   случае   утери   банковской   платежной   карточки необходимо:

  1. вызвать    милицию   и   дожидаться   ее   приезда   на   месте обнаружения пропажи
  2. позвонить в банк и заблокировать карточку
  3. ничего не нужно делать, деньги не пропадут, они ведь не на карточке, а в банке

Вопрос    2.    Что    значит    понятие    ”нулевая    ответственность“ владельцев банковских карт?

  1. возможность   снимать   деньги   в   любых   банкоматах   без комиссии
  2. обязанность банка вернуть клиенту украденные с его карты деньги
  3. возможность получения клиентом новой карты в случае ее кражи

Вопрос 3. Что такое Pay Pass/Pay Wave?

  1. система идентификации клиентов для повышения безопасности при осуществлении расчетов в интернете
  2. комиссия, которую взимает банк при оплате покупок в интернете
  3. технология бесконтактных платежей, позволяющая оплачивать покупки путем близкого поднесения или прикосновения банковской карты к терминалу

Вопрос 4. Как называется вид мошеннической схемы, в которой небольшой отрезок фотопленки препятствует возвращению владельцу банковской платежной карты с картридера банкомата?

  1. ливанская петля
  2. шимминг
  3. фотокарт

Вопрос 5. Межбанковская система идентификации (МСИ):

  1. Присваивает   юридическим   и   физическим   лицам   номера счетов в международном формате.
  2. Предназначена для проведения идентификации юридических лиц и физических лиц без их личного присутствия.
  3. Позволяет    идентифицировать    банк-отправитель    и    банк получатель, осуществляющие перевод (получение) денежных средств.

МОДУЛЬ 6. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК

6.1. Темы

Общие характеристики банковской системы Республики Беларусь и деятельности Национального банка. Банковская система Республики Беларусь. Основные цели деятельности Национального банка. Функции Национального банка. Регулирование эмиссии денег. Регулирование и надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.Национальный банк,как финансовый агент Правительства,   функции   ”банка   банков“   и   ”кредитора   последней инстанции“. Создание золотовалютных резервов.

Монетарная политика Национального банка. Цели монетарной политики. Инструменты монетарной политики. Ставка рефинансирования. Стимулирующая и сдерживающая монетарная политика. Инфляция. Эффекты инфляции. Индекс потребительских цен. Дефляция.

Операции Национального банка. Продажа памятных монет и памятных банкнот Национального банка. Покупка и продажа драгоценных металлов в виде мерных слитков. Продажа аттестованных бриллиантов, обратный выкуп.

6.2. Источники

  1. Официальный    сайт    Национального    банка    Республики Беларусь, разделы:
  1. Единый интернет-портал финансовой грамотности населения Республики Беларусь, подраздел: ”Инфляция“(http://www.fingramota.by/ru/home/service/1?subSectionId=65).
  1. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441- З, раздел 2 ”Национальный банк“.

6.3. Примеры заданий

Вопрос 1. Банковская система Республики Беларусь является...

  1. одноуровневой
  2. двухуровневой
  3. трехуровневой

Вопрос 2. Что является одной из функций Национального банка?

  1. предоставление кредитов населению
  2. создание золотовалютных резервов
  3. привлечение средств населения во вклады

Вопрос 3. Как называется процентная ставка Национального банка, являющаяся базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке?

  1. тарифная ставка
  2. ставка рефинансирования
  3. ставка РЕПО

Вопрос 4. Какие из нижеперечисленных операций осуществляет Национальный банк Республики Беларусь?

  1. обмен поврежденных долларов США,евро
  2. реализация мерных слитков, памятных монет
  3. предоставление кредитов физическим лицам

Вопрос 5. Что такое монетарная политика?

  1. это решения центрального банка в отношении того, сколько новых денег необходимо напечатать в течение календарного года
  2. это совокупность действий центрального банка по установлению условий валютой торговли с целью регулирования курса национальной валюты
  3. это совокупность мероприятий, которые предпринимает центральный банк для поддержания ценовой стабильности в целях содействия устойчивому и сбалансированному развитию экономики

МОДУЛЬ 7. СТРАХОВАНИЕ

7.1. Темы

Общие принципы страхования. Цель и задачи страхования. Виды страхования. Обязательное страхование. Добровольное страхование. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Объекты и субъекты страхования. Страховой случай. Страховой полис. Страховые услуги при заключении кредитных договоров. Органы, осуществляющие надзор за страховой деятельностью.

7.2. Источники

  1. Единый интернет-портал финансовой грамотности населения Республики Беларусь,раздел: ”Страхование и налоги“ (http://www.fingramota.by/ru/home/service/6?subSectionId=27).
  1. Сайт Белорусской ассоциации страховщиков,разделы: ”Базовые понятия“(http://www.belasin.by/page10.aspx).
  2. ”Памятка страхователя“ (http://www.belasin.by/page25.aspx).

7.3. Примеры заданий

Вопрос 1. Страховой полис – это:

  1. документ,    подтверждающий   факт    заключения   договора страхования
  2. документ    страховщика,    подтверждающий    обязательства страхователя о получении страховой выплаты
  3. экономическое понятие, подтверждающее факт совершения страхового случая

Вопрос 2. Назовите синоним словосочетания ”страховая премия“:

  1. страховая выплата
  2. страховой полис
  3. страховой взнос

Вопрос 3. Из чего формируется страховой резерв за счет которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая выплата страховой компанией страхователю имущества?

  1. из обязательного резерва страховой организации
  2. из уставного фонда организации страховщика
  3. из уплачиваемых страховых взносов

Вопрос 4. Семен Семеныч заключил договор страхования гражданской ответственности перед соседями по своей квартире. Это позволит ему:

  1. компенсировать материальные потери соседей снизу, если он их затопит
  2. компенсировать  материальные   потери   Семена   Семеныча   в случае затопления его квартиры сверху
  3. погасить   кредит   по   данной   квартире   за   счет   страховой компании в случае потери Семен Семенычем трудоспособности

Вопрос    5.    Минимальный   срок   страхования   автомобиля    по договору страхования ”Зеленая карта“:

  1. 1 день
  2. 15 дней
  3. 1 месяц

МОДУЛЬ 8. НАЛОГИ

8.1. Темы

Основные принципы налогообложения. Налоговый Кодекс Республики Беларусь. Виды налогов. Республиканские налоги, местные налоги. Прямые и косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, единый налог, упрощенная система налогообложения. Льготное налогообложение. Налогообложение доходов по банковским вкладам (депозитам). Налоговая декларация. Органы, осуществляющие налоговый контроль.

8.2. Источники

  1. Налоговый Кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 № 166-З, ст. 7, 158, 165 (http://www.nalog.gov.by/ru/TAX_CODE_RU).
  1. Единый интернет-портал финансовой грамотности населения Республики Беларусь,раздел: ”Страхование и налоги“ (http://www.fingramota.by/ru/home/service/6?subSectionId=27).
  1. Декрет Президента Республики Беларусь от 11 ноября 2015 г. № 7 ”О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)“.

8.3. Примеры заданий

Вопрос 1.   Размер   ставки   налога   по   процентным   доходам   по вкладам равен:

  1. ставке подоходного налога
  2. ставке налога на добавленную стоимость
  3. ставке рефинансирования

Вопрос 2. При каких условиях, положив белорусские рубли на депозит в банк, Вам не придется платить налог с дохода, полученного в виде процентов?

  1. если положить белорусские рубли на срок до одного года
  2. если положить белорусские рубли на срок более одного года
  3. в любом случае необходимо будет заплатить налог

Вопрос 3.     Что    из    нижесказанного    верно    для    налога    на добавленную стоимость(НДС)?

  1. ставка НДС одинакова для всех видов товаров и услуг
  2. НДС ежемесячно удерживается из заработной платы
  3. НДС включается в цену товаров и услуг и увеличивает их стоимость

Вопрос 4. К косвенным налогам относится:

  1. налог на добавленную стоимость и акциз
  2. налог на прибыль и земельный налог
  3. налог на добавленную стоимость и налог на недвижимость

Вопрос 5. Какие три системы налогообложения деятельности индивидуальных предпринимателей существуют в Республике Беларусь?

  1. оффшорная система, общая система налогообложения и упрощенная система налогообложения
  2. общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения и система налогообложения, при которой предприниматель уплачивает единый налог
  3. ФСЗН, упрощенная система налогообложения и система налогообложения, при которой предприниматель уплачивает единый налог

МОДУЛЬ 9. ИНВЕСТИЦИИ

9.1. Темы

Инвестиционные решения. Цели инвестирования. Финансовые активы. Диверсификация. Ликвидность. Концепция ”риск-доходность“. Инвестиционная стратегия и инвестиционный портфель. Финансовые мошенники.

Фондовый рынок. Роль и значение фондового рынка. Классификация ценных бумаг по видам, эмитентам, форме выпуска, способу получения дохода, сроку обращения. Долговые и долевые ценные бумаги. Ценные бумаги, допущенные к обращению в Республике Беларусь. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Инвестиции в драгоценные металлы, фонды банковского управления. Преимущества и недостатки различных способов инвестирования. Особенности инвестирования в драгоценные металлы. Обезличенные металлические счета. Фонды банковского управления.

9.2. Источники

  1. Единый интернет-портал финансовой грамотности населения Республики Беларусь, раздел: ”Инвестиции“(www.fingramota.by/ru/home/service/3?subSectionId=16).
  1. Сайт Министерства финансов Республики Беларусь,раздел ”Финансовая грамотность“ (http://www.minfin.gov.by/ru/securities_department/financial_literacy).
  1. Гражданский Кодекс Республики Беларусь, ст.144.

9.3. Примеры заданий

Вопрос 1. К ценным бумагам относятся:

  1. акция, облигация,вексель
  2. чек, вексель, страховой полис
  3. долговая расписка, облигация, вексель

Вопрос 2. Акция гарантирует:

  1. высокую доходность
  2. сохранность   денежных   средств   даже   при   банкротстве компании, выпустившей акцию
  3. право на участие в управлении акционерным обществом

Вопрос 3. Что такое облигация?

  1. это долговая ценная бумага, которая удостоверяет обязанность компании выплатить ее владельцу определенную сумму денег в определенный срок
  2. это долевая ценная бумага, которая удостоверяет право на долю в имуществе компании
  3. это ценная бумага, в которой содержится распоряжение плательщика своему банку произвести платеж указанной суммы

Вопрос 4. Диверсификация – это:

  1. распределение финансов между несколькими видами инвестиций с целью снижения рисков
  2. форма коллективных инвестиций, при которой средства вкладчиков объединяются для дальнейшего размещения профессиональными управляющими
  3. непрерывный процесс обмена одной иностранной валюты на другую

Вопрос 5.  Антон Иванович решил купить акции открытого акционерного общества. Может ли он лично участвовать в торгах на валютно-фондовой бирже.

  1. да
  2. нет
  3. только через Национальный банк Республики Беларусь

 МОДУЛЬ 10. ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА

10.1. Темы

Основы финансовых вычислений. Вычисления при покупках и планировании семейного (личного) бюджета, расчеты при использовании базовых финансовых инструментов (доходность по депозитам, стоимость кредитов), простой и сложный процент, математические вычисления, связанные с различными инструментами инвестирования.

10.2.      Источники

Единый    интернет-портал   финансовой   грамотности   населения Республики Беларусь,раздел:

10.3. Примеры заданий

Вопрос 1. Рассчитай, сколько необходимо ежемесячно откладывать на покупку, если в твоем распоряжении 12 месяцев, текущая стоимость будущей покупки 5400 рублей, а инфляция за год составит 10%:

1. 495 рублей

2. 505 рублей

3. 515 рублей

 Вопрос 2. Основной статьей расходов семейного бюджета Сидоровых являются обычные для всех траты (коммунальные услуги, питание транспорт, связь и др.), однако при этом семья в обязательном порядке откладывает определенную часть своих доходов и размещает их в банке на депозите. Сколько денег уходит у этой семьи на обычные расходы, если ее совокупный доход составляет 1650 белорусских рублей, а расходы в 4,5 раза превышают сбережения?

  1. 1250 белорусских рублей
  2. 1350 белорусских рублей
  3. 1450 белорусских рублей

Вопрос 3. Артем положил 1 000 белорусских рублей на депозит сроком 1,5 года с процентной ставкой 10% годовых, при этом проценты капитализируются раз в полгода. Какая сумма будет на депозите по окончанию его действия?

  1. 1 103 бел. руб.50копеек.
  2. 1 112 бел. руб.40копеек.
  3. 1 157 бел. руб. 63 копейки.

Вопрос 4. Петр Иванович планирует открыть долгосрочный вклад (более 1 года) в банке. Он хочет получать ежемесячный доход по нему в размере 2 000 белорусских рублей, чтобы снимать эти деньги и тратить их на жизнь. Какой должна быть сумма вклада, если процентная ставка по депозиту с ежемесячным начислением процентов составляет 12% годовых?

  1. 240 000 белорусских рублей
  2. 200 000 белорусских рублей
  3. 180 000 белорусских рублей

Вопрос 5. Андрей Петрович взял кредит в банке в сумме 3 000 белорусских рублей под 25% годовых сроком на один год. Какова величина платежа за первый месяц (сумма основного долга и процентов), которые должен будет выплатить Андрей Петрович банку, если схема платежей по кредиту дифференцированная:

  1. 395 белорусских рублей 10 копеек
  2. 309 белорусских рубля 50 копеек
  3. 312 белорусских рубля 50 копеек
свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ, МОЛОДЕЖИ

развернуть
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ, МОЛОДЕЖИ

Исследования показывают, что детям, подросткам и молодежи ощутимо не хватает понимания, когда дело доходит до вопросов управления деньгами. Это заставляет родителей заниматься экономическим обучением своих детей самостоятельно.

Финансовая грамотность для детей очень важна, ведь это основа их состоятельности и успешности во взрослой жизни. Эти  советы помогут родителям научить своих детей правильно распоряжаться деньгами.

  1. Используйте наличные

Безусловно, дебитные и кредитные карты очень удобны в использовании, но дети обращают внимание на то, как Вы пользуетесь деньгами. Использование пластиковой карты не даёт им возможности видеть фактический обмен денег для покупок. При использовании наличных, дети видят, как происходит сделка, и становятся свидетелями обмена наличных на товары или услуги. Таким образом, ребёнок понимает, что для того, чтобы сделать покупку, Вы должны дать свои, заработанные трудом, деньги.

  1. Посещайте банкоматы и терминалы

Посещение банкоматов поможет ребенку понять, откуда берутся деньги. Ребенок поймет, что банк не выдает деньги просто так, это место, где хранятся заработанные Вами средства.

  1. Продуктовый шопинг

Поездка в продуктовый магазин – это прекрасная возможность, чтобы начать строить основные привычки управления деньгами. Во время ходьбы по магазинам родители могут говорить с детьми о цене каждого продукта, о том, зачем нужны скидки и как сэкономить при покупке продуктов. Можно поручить ребенку посчитать деньги, необходимые для покупки, чтобы он принял участие в процессе сделки.

  1. «Брендовое» – не значит «лучшее»

Это следующий урок, который необходимо усвоить ребенку. Иногда товары не самых известных торговых марок могут сэкономить значительную сумму денег при покупке. Покажите ребёнку разницу в цене между брендовым и обычным продуктом, предложите купить что-нибудь на эту разницу, чтобы ребенок осознал преимущество экономии.

  1. Желания против необходимостей

В основе хороших навыков управления капиталом лежит умение отличать желания и потребности. Например, людям нужна еда, чтобы выжить, а ребёнок, хочет плюшевого зайца, чтобы поиграть. Объяснение этих простых вещей создаст основу для финансовой грамотности.

6. Построение бюджета

Ребёнку иногда сложно понять разницу между желаниями и потребностями. Чтобы облегчить эту задачу, посадите ребёнка рядом во время планирования семейного бюджета. Объясните ему цель учета всех Ваших ежемесячных расходов и финансовой ответственности.

Вы также можете помочь своим детям создать собственный бюджет. Это хорошая практика на будущее, которая позволяет им увидеть, как и куда они тратят свои деньги.

  1. Вопрос счетов

Показывайте детям счета за коммунальные услуги, объясните им, почему Вы должны платить за электричество, воду и отопление каждый месяц. Расскажите им о привычках, которые позволяют экономить: выключать за собой свет, стирать при полной загрузке машинки бельем, принимать душ, а не ванную. Когда они увидят, что их действия могут экономить деньги, они будут более сознательны в своём выборе.

  1. Список желаний

После составления бюджета дети могут составить список вещей, на который они хотели бы накопить деньги. Помогите ребёнку спланировать, сколько времени займёт, чтобы накопить достаточно средств на эти покупки.

  1. Понятная система накопления

Копилки – это традиция, которая уже долгие годы существует среди детей и молодежи. Еще более эффективным считается использование прозрачного кувшина или банки. Так дети могут наблюдать за тем, как постепенно увеличивается количество накопленных денег.

  1. Совместное использование финансов

Наряду с копилкой или банкой заведите отдельный сосуд для совместного использования. После того, как он заполнится, позвольте ребёнку пожертвовать эти деньги на благотворительность по своему выбору или помочь другу в беде.

  1. Летняя подработка

Подростки могут найти себе временную работу на лето – расклеивать объявления, выгуливать собаку, быть курьером или официантом. Возможность получать собственный доход и распоряжаться своими финансами поможет ребёнку вырасти в финансово независимого взрослого.

  1. Карманные деньги

Если ребёнок пока не может или не хочет работать, он может получать карманные деньги за определенные работы по дому. Это позволяет детям зарабатывать небольшой доход, а Вам разгрузиться от некоторых забот.

  1. Игры и мероприятия

Игры по типу «Монополии» и «Менеджера» по-прежнему являются отличными способами для родителей и детей практиковать свои навыки управления финансами. Разнообразие мероприятий, связанных с экономической сферой, способствуют развитию финансовой грамотности у всех, кто хочет ею овладеть.

свернуть