Кабинет педагога-психолога

 

Приветствуем Вас в виртуальном кабинете психолога.

В течение жизни, каждый человек может попасть в затруднительную или кризисную ситуацию. Временами накапливается усталость или разлаживаются отношения с близкими и друзьями. Перестаешь понимать окружающих людей, и бывает трудно разобраться в том, что происходит… Может даже казаться, что из сложившейся ситуации нет выхода...

Справиться с возникшими проблемами, ответить на Ваши вопросы, а также оказать содействие в налаживании отношений с окружающими Вам поможет психолог.Вы можете обратиться к психологу:

  • Если Вы не знаете, как поступить;
  • Если исчерпаны все возможности самостоятельно справиться с проблемой;
  • Если находитесь в состоянии душевного дискомфорта;
  • Если у Вас возникли межличностные проблемы с близкими людьми;
  • Если Вам кажется, что Вы недостаточно эффективны в учёбе или в работе.

Психолог поможет Вам:

  • Наладить взаимоотношения с окружающими;
  • Избавиться от страхов и отрицательных эмоций;
  • Обрести уверенность в себе, поверить в себя и свои силы;
  • Найти выходы из конфликтных ситуаций, научиться решать проблемы и достигать поставленных целей;
  • Обрести внутренние силы, чтобы изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону;
  • Открыть свой потенциал и самореализоваться в жизни.

Вы всегда можете рассчитывать на эмоциональную поддержку и внимание к Вашим проблемам, на уважение Ваших интересов и полную конфиденциальность.

Советы психолога

03.09.2021

Рекомендации родителям, классному руководителю и учителям-предметникам по адаптации пятиклассников

01.09.2023
развернуть

Возрастные особенности младшего подростка:

 

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление стать взрослее;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • стремление выглядеть лучше;

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребёнка процессом обучения;
  • ребёнок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон. 
  • трудности утреннего пробуждения, вялость, постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь? (для родителей)

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка.
  • У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Помогите ребёнку выучить имена новых учителей. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ

Слова поддержки

  • Зная тебя, я уверен, что ты все сделал хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу?
  • Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:

  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Поддерживать можно посредством:

  • отдельных слов ( молодец, красиво, прекрасно, здорово).
  • высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.). прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
  • совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.). 
  • выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Как относиться к отметкам ребёнка? (для родителей)

 

  • Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
  • Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
  • Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

 

КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ:

 

  • Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием читал, они должны читать сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
  • Если родители требуют, чтобы ребёнок не обманывал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребёнку.
  • Если родители требуют от ребёнка проявления трудолюбия, они сами должны его проявлять и создавать условия для формирования у ребёнка умения трудиться.
  • Если родители хотят, чтобы их ребёнок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
  • Если родители хотят, чтобы их ребёнок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
  • Если родители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
  • Если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребёнок встречается с ними в своем доме.
  • Если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми тёплыми чувствами. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!

Рекомендации классному руководителю 5 класса

 

  • Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном и воспитательном процессе.
  • От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.
  • Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями.
  • Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.
  • Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребёнка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?
  1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
  2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, телефонные звонки и т. д.).
  3. Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.
  4. Помогите новым ученикам запомнить Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
  5. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка (по медицинской карте ребёнка).
  6. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации учителям –предметникам

 

  1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
  2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
  4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
  5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
  6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
  7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
  8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
  9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
  10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
  11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

 

 

 

Педагог-психолог

свернуть

Неволько Валентина Михайловна

развернуть

График консультаций

педагога-психолога

Консультации для педагогов – понедельник, 13.35 - 14.35

Консультации для учеников – понедельник, 15.30 - 16.30

Консультации для законных представителей – 1,3 суббота месяца,

15.00 – 16.00

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

01.09.2023
развернуть

Поддерживайте ребёнка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить зна­чимость его нового положения деятельности.

- Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

- Ваш ребёнок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учит­ся, у него может что-то не сразу получаться. Это естествен­но. Каждый человек имеет право на ошибку.

-Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

- Не пропускайте трудности, возникшие у ребёнка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические про­блемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе.

- Поддерживайте в первокласснике его желание добиться ус­пеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интел­лектуальный уровень человека.

- Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учеб­ных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учи­телю или школьному психологу.

- С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появится ещё один  авторитетный человек  — это учитель. Уважай­те мнение первоклассника о своем педагоге.

- Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать ее многообразие, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.

 

 

 

Педагог-психолог

свернуть

Рекомендации родителям «Как помочь ребенку учиться»

01.09.2023
развернуть

Рекомендации родителям «Как помочь ребенку учиться»

- Ежедневно интересуйтесь школьными делами ребёнка, проявляя внимание и терпение. Расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку.

- Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребёнка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребёнка: страх не активизирует деятельность.

-Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Покупайте и дарите книги, картины, фильмы. Читайте вслух, предлагайте ребёнку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

- Помогайте ребёнку выполнить трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте ему давать возможность самому найти выход, решение, совершить поступок. Будьте доброжелательными к одноклассникам ребёнка, не запрещайте делать вместе уроки.

- Активно слушайте своего ребёнка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, делится впечатлениями о прожитом.

- Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребёнка. Создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

- Принимайте участие в делах класса и школы. Ребёнку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

- Будьте организованы и последовательны. Не копите недовольство ребёнком. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывает у Вас ребёнок, обсудите их с супругом или самим ребёнком.

- Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

Педагог-психолог

свернуть

Антистрессовые приемы для взрослых и подростков

02.09.2022
развернуть

Антистрессовые приемы для взрослых и подростков

 

У оптимистичных родителей – оптимистичные дети,

а оптимизм – защита от тревожности.

                                                   

 

 

Антистрессовые приемы для взрослых и подростков

 

     Жизнь наша стремительно несется, всегда есть масса неотложных дел, больше и маленькие проблемы, частые стрессы. Бешенный темп жизни может привести к нервным срывам, депрессиям и реальным физическим заболеваниям. У подростков – к возникновению суицидальных мыслей. Предлагаю выбрать для себя, своих близких антистрессовые приемы.

 

  1. Хотя бы полдня в неделю нужно проводить так, как Вам нравится – гуляйте, танцуйте, плавайте или просто валяйтесь на диване с интересной книгой.

 

  1. Не реже раза в день говорите своим близким теплые слова, скорее всего они захотят ответить тем же. Очень важно осознавать, что тебя кто-то любит – это защита от серьезных нервных срывов.

 

  1. Если у Вас малоподвижный образ жизни, несколько раз в неделю давайте себе физическую нагрузку. Это может быть зарядка, активная прогулка в быстром темпе или то, что Вам больше подходит.

 

     4.Хотя бы раз в неделю позвольте себе то, что “вредно”, но доставляет Вам удовольствие – побалуйте себя сладеньким, нарушьте диету и т.д. Внимание! Делать это нужно не часто, иначе пропадет эффект.

 

  1. Не позволяйте расхищать Вашу жизнь! Вы вправе не общаться с бесцеремонными людьми, не отвечать на некоторые телефонные звонки, оставлять без ответа “пустые” письма.

 

  1. Когда Вы подавленны или рассержены, попробуйте заняться интенсивной физической работой – уборка в доме, прополка огорода или что-то другое.

 

  1. Дайте возможность себе “выпускать пар”, но делайте это наедине. Можно кричать, громко петь, мять бумагу, стоять на голове, танцевать. Главное – не “вмешивать” в свое настроение окружающих.

 

  1. Если нет аллергии, ешьте минимум один банан в день. Это чудодейственный продукт, который наряду с черным шоколадом прекрасно поддерживает нервную систему.

 

  1. Полезно слушать спокойную музыку на свой выбор или звуки природы, параллельно, если есть возможность, делая спокойные дыхательные упражнения.
свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

"Как понять,что тобой манипулируют"

10.11.2023
развернуть
Информационные материалы по
теме «Как понять, что тобой
манипулируют»
Манипуляция, как ни парадоксально, является неотъемлемой составляющей социальной жизни. Сложно представить тот объем манипулятивного взаимодействия современного человека, с которым
ему приходится сталкиваться каждый день. К примеру, достаточно упомянуть о маркетинговых стратегиях, влияющих на выбор товара, который решаешь приобрести: как привлекателен и соблазнителен шоколад на картинке баннера, или вспомни, когда кажется, что ты улавливаешь аромат кофе, который заваривает на экране приятный молодой человек (бариста) очаровательной девушке. Не менее значимо влияние тактик манипулятора в межличностных отношениях как формального, так и неформального толка или в отношениях с близкими людьми (супружеских, детско-родительских, братско-сестринских). К сожалению, манипуляция уместна и в формировании внутренних убеждений, системы ценностей, мировоззренческой позиции в целом. Манипуляция – это способ социального воздействия, который прочно укоренен в практике отношений между людьми. Манипуляция –это всегда управление, влияние, стремление к подчинению воли Другого как сознательное, так и бессознательное. Главное, что отличает манипуляцию от социального воздействия – это сокрытость. Принцип манипулятивного поведения заключается в отвлечении от истинной цели своего воздействия на человека, к которому он изначально относится как к неравному в своем отношении. Средствами такого отвлечения могут выступать совершенно разные способы воздействия.
Манипулятор, если мы говорим о сознательной манипуляции, должен быть хорошо осведомлен о том, кем он собирается манипулировать. В зависимости от особенностей он может влиять на его инстинкты, эмоции, чувства, желания, интересы, мотивы, действия, ценности, убеждения. Однако, манипуляция может быть и неосознаваемой. В этом случае более уместно говорить о закрепившемся способе поведения, посредством которого был успешно достигнут желаемый результат.
Такое поведение неосознанно становится доминирующим в выборе из всех других возможных по отношению к конкретному человеку.
Исследователи в области манипуляционного воздействия на человека отмечают важный аспект: отношения двух сторон, вступивших в такого рода взаимодействие – это всегда неравные отношения.
Какой бы благовидный предлог, основание не использовал манипулятор, его отношение к манипулируемому можно определить лишь как к средству для достижения своих личных целей
(превосходство, выгода, достижение, влияние и пр.). Таким образом ценностное восприятие Другого искажается: человек рассматривается стереотипно и однозначно, предстает как индивид более низшего
порядка, и никогда в качестве целого изумительного мира со своей уникальной жизненной историей, наполненной исключительным опытом проживания эмоций и чувств, измышлений и утверждения
ценностей.
Подводя итог, манипуляцию можно определить по попыткам манипулятора увести от узнавания значимого для него намерения посредством формирования ложных мотивов. Это совершается для
создания у жертвы иллюзии собственной необходимости совершения нужного манипулятору действия. Усыпление бдительности может осуществляться:
- посредством эмоций, чувств как позитивного (похвала,
признание, даже лесть как в басне И.А. Крылова «Ворона и
Лисица» и пр.), так и негативного (тревога, страх, чувство
вины, агрессия и т.п.) характера;
- посредством искажения смысла в логике излагаемого,
совершаемого манипулятором (так называемое «заметание
следов» истинных мотивов);
- посредством осуществления различного рода агрессивных
действий (физическое насилие, вербальное насилие, шантаж,
принуждение, игнорирование и многое другое).
Что можно сделать, чтобы тобой не манипулировали
Для того, чтобы обрести навык распознавания манипуляции,следует научиться различать ситуацию воздействия, уводящую от истинных намерений, которые пытается замаскировать манипулятор.
Особенно важно выработать иммунитет к информационным манипуляциям, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.
Ранжируйте информацию. Этот навык полезен в век информационных технологий. Каждый это знает, но очень часто забывает делать. Слушайте, читайте, смотрите информацию из первых уст или проверенных источников. Если Вы слышите что-то вроде: «ученые сказали», «… издание заявляет», «по мнению …» и прочее.
Здесь уместны уточнения: «Какие именно ученые?», «Какое конкретно издание?», «Кто эти авторитетные лица, мнение которых так важно в информационном сообщении?» и тому подобное. Задавшись такими вопросами, мы с большòй вероятностью можем оценить степень достоверности информации. Если это видеосюжет, то оценивайте дополнительные сведения о говорящем лице (профессия, должность, опыт, возраст и прочие параметры). Не стоит доверять сюжетам из
непроверенных источников или сомнительному видеоряду, где, к примеру, задействована лишь статичная картинка авторитетной персоны, а информационная дорожка проходит параллельно картинке.
Воспринимайте только факты. Факт – это неоспоримая вещь.
Только факт мы можем анализировать и оценивать. Его сложно исказить.
Воздерживайтесь от информационных потоков, в которых преобладают любые оценочные суждения. Процесс оценивания – это вынесение позиции, мнения или суждение по какому-либо поводу. В
такой ситуации важно понимать, кто автор оценки, каково его мировоззрение, возраст, опыт и т.п. Оценка всегда сама по себе вне зависимости от ее смысла конфликтна для окружающих, так как у
высказанной позиции сразу же появляются сторонники и оппоненты.Также следует воздерживаться от информации, которая опирается на стереотипы. Любая попытка по стереотипизации излагаемого – это
уже способ однозначной трактовки с отказом от аналитического
восприятия ее возможного содержания.
Подвергайте принципу сомнения информацию, которая обращена к чувствам и эмоциям. Манипуляция чувственными образами – это самая легкая, доступная и эффективная стратегия. Если эмоциональная
сфера вышла из-под контроля – то человек дезориентирован. В этом состоянии его очень легко дезинформировать, так как рациональная его часть усыпляется, способность к критическому восприятию снижается, а подверженность к внушению возрастает.
Будьте внимательны, если в воспринимаемом информационном потоке Вы обнаруживаете противоречивые высказывания. Это один из признаков того, что Вас пытаются отвлечь, запутать в логике изложения, и, велика вероятность того, что Вами пытаются манипулировать.
Избегайте факты, где в речи используются обобщения, и критически воспринимайте информацию, которую формулируют через обобщения. Очевидно, что нельзя всех измерять единой мерой.
Замечайте и отслеживайте использование оборотов подобного толка: «Да все они одинаковые!», «Они все такие!», «Все говорят, что…» и прочее). К примеру, безусловной ложью являются лозунги,
дискредитирующие любое сообщество. Это также может содержать скрытое противопоставление упоминаемого сообщества по отношению к обществу в целом, либо к его части. Такого рода манипуляции противостоят социальной консолидации.
Регулируйте информационные потоки. Безусловно, каждый из нас заметил закономерность влияния получаемой информации:изменения настроения, формирование отношения к тому или иному
явлению, возбуждение или угасание различного рода чувств, изменения в намерениях (горячее желание что-то сделать/ угасание интереса к любого рода деятельности). При выстраивании собственного отношения к какому-либо явлению, ситуации важно соблюдать серединный путь.
Абсолютная информационная изоляция – это не вариант. Также не стоит поглощать все информационные «блюда», которые нам преподносят к употреблению, а порой навязчиво заставляют не только попробовать, но и съесть целиком, принимать подряд и безостановочно. Подобное отношение к информации грозит снижением уровня критического восприятия различного рода ситуаций действительности и является помехой адекватному, здоровому ее принятию. Здесь уместно
соответствовать принципу: лучше меньше, да лучше. Важно подумать и о качестве «употребляемой» информации, и о частоте ее приемов. Для процессов качественного «переваривания» и полного «усвоения» необходимо время и внутренние ресурсы как эмоциональные, так и интеллектуальные. В противном случае мы рискуем «усвоить» не свое, а чужое мнение без приложения к собственной системе ценностей и убеждений или не «очистить» потребляемое от вредных примесей
сильных эмоций, неверных суждений и искажающих влияний стереотипов в мышлении.
Развивайте внимание и аналитические способности. В данном контексте перед нами не стоит задача подробно говорить о специальных упражнениях, тренировках внимания и его концентрации или
особенных характеристиках в способах мышления, которые Вы можете для себя подобрать и активно их применять. А следует вспомнить о двух важных вещах, характерных для Вашего возраста и актуальных на протяжении всей жизни для каждого человека. Мы о них знаем и помним, но редко делаем, а может уже и вовсе нет. Во-первых, читайте классическую литературу, для восприятия смысловой канвы которой необходимо проделать большую интеллектуальную работу. Во- вторых – ведите рукописный дневник. Он известен человечеству как мощнейший прием осуществления рефлексии своих мыслей, чувств и действий, а значит и формирования критики собственного мышления. Эти два занятия не только полезны, уникальны по своей
психологической и интеллектуальной значимости, но и удивительно
приятны в качестве времяпровождения.
Будьте всегда внимательны к Другому, который оказался рядом с Вами, и ко всему, что происходит вокруг. Не позволяйте собой манипулировать!
свернуть

Рекомендации психолога: как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ

01.10.2023
развернуть

Рекомендации психолога:

как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ

 

Подготовка к сдаче экзаменов и ЦТ – напряженный и ответственный этап в жизни каждого выпускника. В этот период школьникам зачастую катастрофически не хватает времени, они устают, недосыпают... Как наиболее эффективно подготовиться к контрольным испытаниям и не навредить своему психическому и физическому здоровью? Как научиться мобилизовать себя и овладевать собственными эмоциями? Как организовать себя в период подготовки к экзаменам?

 

Организация времени в период подготовки к экзаменам и ЦТ

У каждого человека вырабатывается свой ритм жизни, и в период подготовки к экзаменам и ЦТ его коренным образом менять не стоит. Особое внимание необходимо обратить на организацию учебного и свободного времени, внести некоторые коррективы для более продуктивного его использования. С этой целью необходимо установить причины его недостатка, то есть в течение хотя бы нескольких дней проанализировать количество времени, затраченного на выполнение определенных дел [1].

Самонаблюдение – это хороший способ получения новой информации о себе, о собственной занятости, это возможность проверить свою готовность учиться организовывать время. Природа предоставила в наше распоряжение время, которое может отнять у нас всякий, кто этого захочет. Но важно не позволять ускользнуть ему и проанализировать причины его потери, а именно:

  • не умею отделять важные дела от второстепенных;
  • не применяю эффективные приемы запоминания учебного материала;
  • не знаю своих биологических ритмов, часов наиболее высокой умственной работоспособности;
  • отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
  • не умею говорить «нет»;
  • не довожу начатое дело до конца;
  • много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел не дохожу;
  • не всегда предварительно планирую свой день;
  • начиная новое дело, долго раскачиваюсь;
  • откладываю дела, поступки, действия до какого-нибудь срока;
  • личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и др.).

Определите хотя бы три основные причины «поглотителя» своего времени и попытайтесь устранить их.

Рассмотрим одного из главных виновников потери времени – привычку оставлять дела на потом.

 

Привычка откладывать дела на потом

Промедление часто не осознается человеком, так как для многих оно вошло в привычку. Это защитный механизм в сохранении своего «я»: лучше отложить дела на потом, нежели встретиться с реальностью сейчас. Иллюзорное представление о себе заставляет переносить запланированное действие и мотивировать это так: «Я должен быть совершенным»; «Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий»; «Я никогда не должен проигрывать» и др. Кто в это верит, не может проиграть, потому что никогда по-настоящему не участвует в состязаниях. Безопаснее ничего не предпринимать, чем рискнуть и проиграть. Некоторые постоянно откладывают свои дела на неопределенный срок. Можно задать себе несколько вопросов: что изменится вокруг меня, если я не так хорошо справлюсь с заданием? насколько все будет плохо? что со мной произойдет?

Школьники часто сильно преувеличивают ситуацию. На некоторые события они реагируют так, будто начинает рушиться жизнь. Ожидание катастрофы парализует. Надо понять, что это только собственные фантазии, выросшие из страхов. Следует отметать отрицательные установки, контролировать свои мысли, не позволять негативному мышлению завладеть сознанием. Положительные мысли нужно культивировать, следует приучить к ним свой мозг. Позитивное самопрограммирование уравновешивает эмоциональное состояние, освобождает психические процессы для активной внутренней работы [2]. Необходимо помнить, что когда учащийся непосредственно занимается делом, то тревога уходит, так как энергия используется на конструктивное решение задач.

Потерю времени также существенно сократит применение некоторых способов запоминания учебного материала.

 

Как лучше запомнить учебный материал

Для более эффективного запоминания учебного материала необходимо использовать разные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную [3]. Выясните свой ведущий тип памяти, с помощью которого вам легче усваивать информацию, и в дальнейшем постарайтесь организовать работу так, чтобы применять именно его.

Осмысленность и прочность запоминания существенно повышает логическая работа с материалом с опорой на образные связи. Необходимо вызывать соответствующие образы, представить их зрительно, ассоциировать с учебным материалом [3].

Осознанному запоминанию способствует смысловая группировка учебного материала. Для этого необходимо:

  • разделить материал на части, в каждой выделить главное; придумать к каждой заголовки, которые служат смысловой опорой запоминания;
  • установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их расположения;
  • прочитать материал полностью, определить его общий смысл.

При таком способе заучивания все его части запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом. Это имеет большое значение для его осознанного понимания и воспроизведения.

Чтобы лучше усвоить информацию, применяют прием сравнения. Установление только общего в учебном материале затрудняет его припоминание [3].

 Для более быстрого запоминания учебного материала рекомендуется использовать мнемонические приемы. С этой целью необходимо как бы завязывать «узелки на память». Например, чтобы запомнить число 1357, необходимо внимательно рассмотреть цифры. Можно увидеть, что они нечетные и каждая последующая больше предыдущей на два.

Также применяют прием смыслового кодирования. Например, предлагается запомнить число 314 159. Для продуктивного запоминания необходимо заменить число фразой: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв в каждом слове соответствует цифрам данного числа [4].

Важным условием эффективного запоминания и длительного сохранения учебного материала в памяти является повторение. Оно должно быть не пассивным, а активным. Также материал необходимо пересказать. Повторное чтение создает иллюзию знания, так как не происходит осмысленной переработки сведений.

Учебный материал запоминается надолго, если соблюдаются принципы рационального повторения. Суть их состоит в следующем.

  1. Необходимо повторять информацию после ее прочтения, так как материал чаще забывается на первых стадиях запоминания (примерно через час, если его только прочитать). При запоминании текстовой информации второй раз повторять ее желательно через 20 минут после первого, третий – через 6–8 часов (в день запоминания), четвертый – на следующий день, через 24 часа. Чтобы запомнить точные данные, повторять их второй раз лучше через 40–60 минут, третий – через 3–4 часа (в день запоминания), четвертый – в течение следующего дня [5].

Большое количество осмысленных повторений способствует прочному запоминанию учебного материала.

  1. Повторять нужно столько, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации сделать установку на длительный срок, чтобы экзамен не прошел по схеме «сдал и забыл».
  2. Промежутки времени между повторениями необходимо по возможности удлинять. Период, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, гораздо важнее для запоминания, чем «рабочие» дни.
  3. Сложный материал следует повторять в часы наибольшей умственной работоспособности, а также перед сном, а затем утром, на свежую голову [6].

 

Список использованных источников

  1. Нисимчук, А. С. Экономическое образование школьников : кн. для учителя / А. С. Нисимчук. – М. : Просвещение, 1991. – 127 с.
  2. Одинцова, М. А. Я – целый мир / М. А. Одинцова. – М. : Ин-т психотерапии, 2004. – С. 208.
  3. Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский. – М. : Просвещение, 1986. – С. 462.
  4. Пономаренко, Л. П. Психология для старшеклассников / Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова. – М. : Владос, 2003. – С. 219.
  5. Васильева, Е. Е. Суперпамять для всех / Е. Е. Васильева, В. Ю. Васильев. – М. : АСТ ; Астрель, 2006. – С. 19.
  6. Гоноболин, Ф. Н. Психология / Ф. Н. Гоноболин. – М. : Просвещение, 1973. – С. 124.

 

 

Ж.Ф. Ильченко,

методист высшей категории управления мониторинга качества образования Национального института образования

свернуть

Помощь в кризисной ситуации

развернуть

Что можно сделать

для того,

чтобы помочь другу в кризисной ситуации 

 

ü Будьте рядом, понимайте и помните, что в состоянии стресса или депрессии человеку трудно объективно оценивать ситуацию, не называйте его проблему ерундой.

 

 

ü Примите человека как личность, даже если вам кажется глупым то, что человек говорит и делает.

 

 

ü Установите заботливые взаимоотношения.

 

 

ü Будьте внимательным слушателем.

 

 

ü Не спорьте.

 

 

ü Задавайте вопросы.

 

 

ü Не предлагайте неоправданных утешений.

 

 

ü Предложите конструктивные подходы.

 

 

ü Вселяйте надежду.

 

 

ü Не оставляйте человека одного (наедине со своими мыслями и проблемами)

 

 

ü Не стесняйтесь! Обратитесь за помощью к специалистам (психологу, педагогам, врачам, родителям, друзьям).

 

 

ü Учитывайте важность сохранения заботы и поддержки.

свернуть

Республиканский центр психологической помощи

09.09.2021
развернуть

Контакты:

Начальник Республиканского центра психологической помощи
Тел. +375 17 300 2321

Отдел психологической помощи в кризисных ситуациях
Тел. +375 17 300 1006

Информационно-методический отдел
Тел. +375 17 300 2581

 

свернуть

Советы психолога

01.10.2022

Советы психолога

08.10.2021
Советы

Неволько Валентина Михайловна

  • Должность: Педагог-психолог
  • Образование: Высшее
Читать далее...
Останови насилие