Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского райисполкома
Государственное учреждение образования
Старосверженская средняя школа
ОДОБРЕНО
Постановление коллегии
Министерства образования
Республики Беларусь
10.05.2022 № 4.11
Государственный школьный стандарт
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ, ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ
реализовывать образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении;
создавать условия для организации учебно-тренировочного процесса или организовывать учебно-тренировочный процесс в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;
передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций;
осуществлять приносящую доходы деятельность;
участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению общего среднего образования;
осуществлять проверку подлинности документа об образовании (свидетельства об общем базовом образовании) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;
входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.
качество образования;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;
разработку правил внутреннего распорядка в общежитиях;
создание безопасных условий пребывания учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования в здании и на территории учреждения образования (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию учащимися, иные меры);
моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования;
меры социальной защиты учащихся;
создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи, проживания (при необходимости) учащихся;
участие в формировании контрольных цифр приема;
ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для учащихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами учреждений образования, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;
получение законными представителями несовершеннолетних учащихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся, а также информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;
содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методическое обеспечение;
кадровое обеспечение;
материально-техническая база.
укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками в соответствии со штатным расписанием;
должностные инструкции педагогических, руководящих и иных работников;
непрерывное профессиональное образование педагогических, руководящих и иных работников;
аттестацию.
возможность достижения учащимися, установленных образовательными стандартами общего среднего образования требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения содержания образовательных программ общего среднего образования;
создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, включения в проектную, исследовательскую деятельность, иные виды социально значимой деятельности;
эффективное использование в образовательном процессе современных информационно коммуникационных технологий;
внедрение электронных сервисов, используемых:
педагогическими работниками при организации, осуществлении и анализе результатов образовательного процесса;
учащимися на учебных занятиях (занятиях), при выполнении домашних заданий, в проектной и исследовательской деятельности;
законными представителями несовершеннолетних учащихся как участниками образовательного процесса;
помещения, кабинеты, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса.
помещения для занятий физической культурой и спортом;
помещение медицинского назначения;
иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
пожарной безопасности;
транспортному обеспечению учащихся;
организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации дорожного движения в местах расположения учреждений образования;
организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования;
установленным срокам и необходимым объемам текущего и капитального ремонта.
ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
установление работникам учреждения образования режима рабочего времени, определяемого правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности);
принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся;
определение порядка доступа в здание учреждения образования работников, обучающихся и их законных представителей, должностных лиц обслуживающих организаций, иных посетителей;
определение перечня предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимися в период пребывания в учреждения образования;
установление порядка движения транспорта на территории учреждения образования;
определение и оборудование специальных мест для складирования материальных ценностей, а также хранения личных вещей работников, обучающихся;
ограждение, освещение и обозначение мест, опасных для здоровья и жизни людей.
руководителю учреждения образования, его заместителю;
персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций, а также лицам, осуществляющим дежурство (сторожам, вахтерам).
ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149;
уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;
охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;
бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой учреждения образования;
участие в управлении учреждением образования в соответствии с Уставом учреждения образования (далее – Устав);
отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;
создание благоприятных условий для самообразования;
объективную оценку знаний;
сохранение места в учреждении образования в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;
обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;
посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;
выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения образования количества часов факультативных занятий и с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;
изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения образования;
получение дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) из числа услуг, оказываемых учреждением образования;
получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;
поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
участие в органах ученического самоуправления в учреждении образования;
защиту от любых противоправных посягательств;
неприкосновенность личности.
соблюдать Устав, выполнять решения Совета учреждения образования, иных органов самоуправления учреждения образования, Правила, требования администрации и педагогических работников;
уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников учреждения образования;
находиться в учреждении образования в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных);
покидать территорию учреждения образования во время занятий только с разрешения классного руководителя (дежурного администратора);
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания учебных программ по учебным предметам, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;
посещать классные и информационные часы;
участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;
решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, специалистам социально-педагогической и психологической службы, администрации учреждения образования;
бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;
заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию, самосовершенствованию;
немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (члену администрации) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);
заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;
размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенных местах;
соблюдать деловой стиль одежды;
использовать одежду для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;
иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;
иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;
аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, в конце каждого урока – домашнее задание;
еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;
предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника учреждения образования;
соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом.
не выполнять требования педагогических работников;
курить, употреблять алкогольные (слабоалкогольные) напитки и пиво, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на учебные занятия без уважительных причин, наносить ущерб имуществу учреждения образования и других лиц;
приносить огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи), химические, ядовитые, огнеопасные вещества, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, спички, зажигалки, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих, а также принадлежности для азартных игр;
нарушать дисциплину в ходе образовательного процесса, применять физическую силу и оскорбления в отношении других его участников;
пропускать занятия без уважительных причин и своевременного информирования классного руководителя либо дежурного администратора с последующим предъявлением соответствующего документа классному руководителю;
пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов;
пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной, интернет-связи информацию, содержащую жестокость, насилие;
проводить съемки во время проведения учебных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя, учителя-предметника;
разговаривать во время учебных занятий, выкрикивать нецензурные слова и выражения, отвлекаться самому и отвлекать других учащихся, мешать проведению учебного занятия;
употреблять во время учебных занятий пищу и напитки;
пересаживаться за другую парту без разрешения учителя;
в учебниках делать какие-либо записи, рисовать, вырывать из них страницы;
во время учебных занятий и перерывов между ними играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;
покидать учреждение образования до окончания учебных занятий без согласования с классным руководителем и (или) администрацией учреждения.
ГЛАВА 6
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учебные занятия, классные и информационные часы проводятся по расписанию или в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, и являются обязательными для посещения всеми учащимися.
При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия.
Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным.
В случае, если учащийся не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину во время урока, учитель информирует об этом дежурного администратора и учащийся удаляется с урока в сопровождении дежурного администратора.
В случае, если требования учителя нарушают права учащегося, последний может проинформировать об этом дежурного администратора.
Дежурный администратор вызывает в учреждение образования законного представителя учащегося, а при необходимости – сотрудника территориального органа внутренних дел.
Дежурный администратор после изучения ситуации вправе разрешить учащемуся присутствовать на последующих уроках.
В случае, если законный представитель не прибывает в учреждение образования в краткие сроки, дежурный администратор вправе забрать учащегося с любого последующего урока для разбирательства по прибытии законного представителя в учреждение образования.
В случае невыполнения домашнего задания по какой-либо причине, учащийся до начала урока обязан сообщить об этом учителю.
Не позднее чем за 5 минут до начала урока каждый учащийся:
занимает место в учебном кабинете (классе), определенное классным руководителем;
готовит необходимые для работы на уроке учебники и учебные принадлежности;
ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку), которое может находиться на отдельно стоящем столе или столе учителя.
Учащийся, опоздавший на урок, обязан объяснить учителю причину опоздания.
Во время урока учащиеся внимательно слушают объяснения учителя и ответы других учащихся, не допуская комментариев и реплик с места.
При ответе на вопрос учителя учащийся встает. С разрешения учителя возможен ответ сидя.
О своей готовности к ответу либо о возникшем в ходе объяснения учителем материала вопросе учащийся информирует, поднимая руку.
Дополнения и исправления ответов других учащихся возможны только с разрешения учителя.
Во время проведения контрольных и самостоятельных работ учащийся выполняет их самостоятельно. Помощь других учащихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые перечислены учителем. В случае нарушения этих правил, учитель имеет право изъять у учащегося работу и оценить только ту часть работы, которая выполнена учащимся самостоятельно.
Во время урока учащийся должен следить за своей осанкой.
Звонок об окончании урока дается для информирования учителя и учащихся об окончании занятия. Учащиеся покидают класс только с разрешения учителя.
Для занятий на уроках физической культуры и здоровья учащиеся переодеваются в спортивную форму.
По окончании урока учащиеся наводят порядок на рабочем месте, забирают свои устройства мобильной связи (интернет-связи).
В день выхода на занятия учащийся предъявляет пояснения об уважительности причины пропуска занятий.
Уважительной причиной считается:
болезнь учащегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская документация);
экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей);
пропуск занятий по договоренности с администрацией (по письменному заявлению законных представителей);
участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях (определяется приказом учреждения образования).
В учреждении образования из числа учащихся VII-XI классов назначаются дежурные, которые помогают дежурному администратору, дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе.
В каждом классе назначается в соответствии с графиком дежурный по классу, который во время перемены помогает учителю подготовить класс к уроку: раздает учебные пособия и тетради учащихся, помогает подготовить к уроку иные учебно-методические пособия.
Из числа учащихся VII-X классов назначаются дежурные по столовой, которые перед раздачей пищи моют руки с мылом, надевают головные уборы, фартуки.
Перемена предназначена:
для перехода в другой кабинет (при необходимости) в соответствии с расписанием учебных занятий;
отдыха и физической разминки;
приема пищи;
проветривания класса, для чего учащимся необходимо выйти из класса;
подготовки к уроку, иное;
При движении по коридорам, лестницам, проходам учащимся необходимо придерживаться правой стороны.
Во время перерывов учащимся запрещается:
шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода конфликтных ситуаций;
кататься в учреждении образования и на его территории на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения;
употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других учащихся, других лиц, запугивать, заниматься вымогательством. Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
48.1. Столовая.
В столовую учащиеся ходят организованно, в сопровождении учителя, который проводил урок.
Учащиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, моют руки перед едой.
Учащиеся обслуживаются в буфете в порядке живой очереди, выполняют требования работников столовой, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд.
Употреблять блюда, напитки, продукты питания, приобретенные в столовой, буфете и принесенные с собой, разрешается только в столовой. Во время приема пищи учащиеся должны соблюдать культуру питания.
Каждый учащийся убирает за собой столовые принадлежности и посуду в специально отведенные места.
48.2. Спортивный зал.
Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием его работы.
Посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви.
Запрещается находиться в спортивном зале без учителя, воспитателя группы продленного дня, иного педагогического работника.
Занятия во внеурочное время в спортивном зале организуются по расписанию спортивных секций.
48.3. Санитарные комнаты.
При пользовании санитарными комнатами учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены;
Запрещается задерживаться в санитарной комнате без надобности, а также сорить, курить, принимать пищу, напитки, бросать в раковины и унитазы посторонние предметы.
48.4. Гардероб.
По окончании занятий (учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, в объединениях по интересам), внеклассных мероприятий учащиеся под руководством учителя, проводившего занятия, идут в гардероб. Учащиеся в порядке очередности забирают свою одежду, соблюдая порядок и меры безопасности.
В случае обнаружения пропажи одежды или обуви, учащийся обязан сообщить о случившемся классному руководителю или дежурному администратору.
Учащиеся не оставляют в карманах верхней одежды ключи от дома, деньги, проездные документы, устройства связи (интернет связи) иные ценные вещи.
В случае обнаружения оставленных и (или) забытых кем-то в гардеробе вещей учащиеся передают их вахтеру или дежурному учителю.
Учащимся запрещается опаздывать на мероприятия, проводимые во внеучебное время.
Присутствие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, лиц, не обучающихся в этом учреждении образования, допустимо только с разрешения ответственного за проведение мероприятия (заместителя директора по воспитательной работе, дежурного администратора).
Учащиеся, присутствующие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, и лица, не обучающиеся в этом учреждении образования, допущенные к участию в мероприятии, должны иметь опрятный внешний вид, соответствующий возрасту макияж.
Не разрешается присутствие в верхней одежде и головных уборах на мероприятиях, проводимых в актовом, спортивном залах, иных помещениях учреждения образования.
Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно, в порядке, установленном ответственным за проведение мероприятия.
Учащиеся обязаны соблюдать инструкции о мерах безопасности для учащихся, предусмотренные для конкретного мероприятия, и выполнять в полном объеме требования ответственного за проведение мероприятия.
К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристическим походам – с разрешения медицинского работника.
Общественно полезный труд учащихся во внеурочное время проводится не ранее чем через 30 мин после окончания уроков. Продолжительность общественно полезного труда и виды работ устанавливаются Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
Учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды, предназначенного для посещения ими учебных занятий в учреждениях образования, с учетом общих (одинаковых) элементов одежды, в том числе и наличие «эмблемы» на элементах одежды делового стиля.
Совет учреждения образования имеет право выбора единой модели, цвета и качества тканей, из которых изготовливается одежда делового стиля.
В зимнее время в комплект одежды могут входить трикотажный свитер или жилет.
При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:
спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;
вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;
грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;
верхняя одежда и головные уборы;
обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, праздничных причесок и аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов.
Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает администрация учреждения образования.
ГЛАВА 7
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВАМИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ (ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ)
Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.
ГЛАВА 8
ПООЩРЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ
объявление благодарности;
награждение грамотой;
награждение ценным подарком;
занесение на доску Почета учреждения образования;
написание листа благодарности законным представителям несовершеннолетнего учащегося;
иные меры.
замечание;
выговор;
отчисление.
ГЛАВА 9
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;
защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;
получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;
иные права, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования в соответствии с актами законодательства.
создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, укрепления здоровья учащихся, законными представителями которых они являются, и подготовки их к самостоятельной жизни в семье и обществе.
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
сопровождать учащихся, законными представителями которых они являются, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами;
обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего распорядка в общежитиях.
иные обязанности, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования в соответствии с актами законодательства.
ГЛАВА 10
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;
доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;
участие в управлении учреждением образования;
повышение квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования;
бесплатную перевозку к месту работы (до учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования) и обратно школьными автобусами по маршруту их движения в случае отсутствия автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортом общего пользования, обеспечивающих прибытие педагогического работника к началу его рабочего дня к месту работы и обратно, и при наличии свободных посадочных мест в школьном автобусе.
осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;
повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
пропагандировать здоровый образ жизни среди учающихся;
обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.
Рекомендации, направленные на преодоление стрессовых ситуаций
А) переключайте и концентрируйте внимание на нестрессовом информационном канале (например: при ссоре в автобусе – “какой хороший фильм я посмотрел(а)”, т.е. отключение от стрессового источника);
Б) если вы непосредственно в конфликте, то постарайтесь переключить информационный канал, обратив внимание на цвет костюма, волос, глаз, запах, голос, мимику, жесты и т.д.; делая вид, что вы внимательно слушаете, при этом сожмите слегка руку в кулак и мысленно посылайте в него все отрицательную энергию, идущую от вашего собеседника. Постарайтесь ощутить, как в кулак входит холод и тяжесть отрицательной информации. Затем (после всего) резко разожмите кулак и слегка встряхните рукой. То освобождает от отрицательной стрессовой информации и негативных эмоций;
В) вращение, во время стрессовой ситуации, в руках любого предмета.
У вас может возникнуть к себе вопрос: “Чего от меня хотят люди?” Вы чувствительны (возможно) к критике в свой адрес. Вы думаете, что окружающие хотят видеть вас совершенным и безупречным (возможно).
Но дело в том, что каждый человек больше занят собой и вовсе не собирается тратить свое время на вынесение вам суждений. Это нужно осознать. Тогда у вас появится интерес к другим людям. Вы увидите, что окружающие не меньше вас ранимы и чувствительны. Они тоже нуждаются в вашем одобрении и поддержке. Полюбите их и меньше размышляйте о том, осуждают они вас или нет.
Хочешь быть спокойным? Не расстраивайся многими вещами, не занимайся ненужными делами, не поддавайся гневу.
Помни о том, что “печали вечной в мире нет, и нет тоски неизлечимой” (А.Н.Толстой).
свернутьПодготовка детей к предметным олимпиадам
Общепризнанная педагогическая форма работы с одаренными учащимися – предметные олимпиады. Готовя к ним своих воспитанников, педагог должен заботиться не только об углубленном изучении ими учебного предмета и развитии ими творческих способностей, но и о том, чтобы ребята приобретали чувство уверенности в себе, совершенствовали своё ораторское искусство, чтобы научились снижать уровень тревожности в стрессовых ситуациях и чтобы получили эмоциональную поддержку.
Очевидно, что в стрессовой ситуации ребенок более чем когда-либо нуждается в сочувствии, психологической помощи родителей. Надеемся, что разработанные рекомендации помогут родителям грамотно и эффективно создавать оптимальные условия для своего ребенка во время его подготовки к предметным олимпиадам и участия в них.
Стимулирование ребенка к углубленному изучению предмета, развитие креативности (творчества)
— Позаботьтесь об окружающем вашего ребенка пространстве. Введите в интерьер комнаты, где он занимается желтый, зелёный и фиолетовый цвета. Они стимулируют умственную активность и успокаивают нервную систему. Цвет может присутствовать в самых различных элементах интерьера (картина на стене, скатерть, вазон для цветов, диванная подушка и др.).
— Помогите ребенку в организации режима его дня во время подготовки к олимпиаде. Определите вместе, в какое время ему лучше всего заниматься. Психофизиологами установлено, что пик мозговой активности человека приходится на интервалы между 9.00 и 12.00, а также между 16.00 и 18.00. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Изучению сложных тем лучше отводить часы подъёма мозговой активности, изучению хорошо знакомых – часы её спада.
— Примите активное участие в разработке индивидуальной стратегии деятельности вашего ребенка при подготовке к олимпиаде, во время участия в ней; помогите ему осознать свои сильные и слабые стороны, выработать собственный стиль учебной деятельности, развить умение использовать собственные интеллектуальные ресурсы, настроиться на успех.
— Поддерживайте постоянный контакт с педагогами. Они посоветуют как правильно организовать подготовку к олимпиаде дома.
— По возможности приобретайте разнообразную дополнительную литературу по предмету. Обеспечьте вашему ребенку доступ к информации из различных источников.
— Стимулируйте и одобряйте его активность в учебной деятельности.
— Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов учебного предмета, по которому ему предстоит готовиться. Пусть он «просветит» вас по тем или иным темам, а вы в качестве их повторения зададите вопросы. Чем больше ребенок успеет вам рассказать, тем лучше. С одной стороны, вы примете непосредственное участие в жизни вашего сына или дочери, с другой стороны, смоделируете ситуации общения участника олимпиады с членами комиссии, поможете ему потренироваться отвечать на конкретные вопросы в условиях самих состязаний.
— Устройте в выходной репетицию дня олимпиады. Например, попросите у педагога вариант олимпиадных заданий прошлых лет. Договоритесь с ребенком, что у него будет на их выполнение 3 или 4 часа. Освободите стол от лишних предметов, дайте будущему олимпиаднику несколько чистых листов бумаги, засеките время. По истечении установленного срока проверьте вместе правильность выполненных заданий. Вместе же найдите ответы на задания, которые были выполнены неверно. Помогите сформулировать вопросы, которые нужно будет задать педагогу. И обязательно проанализируйте с ребенком ощущения, которые возникли у него в ходе выполнения заданий: тревога, спортивный азарт, скука, неуверенность в собственных силах, желание разобраться в задаче. Уточните, удалось ли ему сосредоточиться на выполнении задания и не отвлекаться.
— Приучайте ребенка ориентироваться во времени и рационально распределять его.
— Скорректируйте ожидания ребенка от участия в олимпиаде. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы. Гораздо эффективнее дать более полные ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за выполненных заданий.
Забота о здоровье
— Обеспечьте будущему олимпиаднику удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал ему.
— Контролируйте режим подготовки к олимпиаде, не допускайте перегрузок. Следите за тем, чтобы ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Наблюдайте з самочувствием ребенка, никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния, вызванное переутомлением.
— Не допустите, чтобы ребенок занимался в комнате, где включен телевизор или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не стоит этому препятствовать, только музыка должна быть без слов.
— Внимательно следите за питанием ребенка. Хорошую работоспособность обеспечивают мозгу белки растительного и животного происхождения, следовательно в рацион питания должно быть включено необходимое количество белковой пищи (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, ржаной хлеб, картофель в мундире, цельный рис, бобы, горох, чечевица, грецкие орехи и т.д.). Эти продукты усваиваются организмом медленнее остальных, обеспечивая таким образом мозгу длительное питание. Также пища человека, испытывающего значительную умственную нагрузку должна быть богата витаминами группы В и витамином РР, полиненасыщенными жирными кислотами (жирная рыба, крупа, яйца, молоко, кисломолочные продукты, дрожжи). Справиться с длительными умственными нагрузками и повысить работоспособность помогает употребление кураги, изюма, авокадо, семечек и орехов. Концентрации внимания способствует включение в рацион кальмаров, крабов, креветок, репчатого лука.
— Не следует растущему человеку прибегать к стимуляторам нервной деятельности (кофе, крепкий чай). Успокоить нервную систему поможет тонизирующий травяной чай из корня лимонника, женьшеня, радиолы розовой, элеутерококка, аралии (лучше всего вприкуску с медом). Снятию стресса способствует фруктовый салат (с клубникой, бананами, киви, апельсинами, яблоками и др.). С утра перед олимпиадой (после завтрака) дайте ребенку шоколад – глюкоза отлично стимулирует мозговую деятельность.
— В последние двенадцать часов перед олимпиадными испытаниями обеспечьте ребенку полноценный отдых и сон.
Отработка ораторского искусства. Формирование чувства уверенности
— Одним из вариантов заданий на предметных олимпиадах может быть устное высказывание.
Основные требования, предъявляемые к любому устному выступлению: ясность, последовательность изложения, непротиворечивость излагаемых фактов и комментариев, обоснованность суждений и аргументаций. Культура речи предполагает знание норм литературного языка. К сожалению, речь современных подростков нельзя назвать образцом выразительности. Онлайн-общение заменило слова символами, выражение эмоций – эмблемами и картинками.
— Стимулируйте развернутые высказывания по любому поводу. Задавайте вопросы и просите ребенка выражать мысль полными предложениями, а не односложными.
— Стимулируйте ребенка к написанию писем, поздравительных открыток, ведению читательского дневника, выпуску семейной стенгазеты. — Играйте с ним в «литературные игры» (например, составь рассказ, где все слова будут начинаться на определенную букву и т.п.).
— Приводите примеры выразительной речи, значимых для ребенка людей. Вместе смотрите телепередачи, слушайте радио. Обращайте внимание на поведение людей во время выступления, отмечайте положительные и отрицательные моменты.
— Внушайте ребенку уверенность в себе.
Эмоциональная поддержка
— Создайте дома обстановку доброжелательности и уважения, не выступайте в роли критика.
— Если видите, что вашему ребенку не хватает собранности, усидчивости, то в спокойной обстановке обсудите с ним это, поделитесь своим беспокойством.
— Сами внутренне настройте себя на то, что «всё будет хорошо», и говорите об этом своему ребенку («Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо», «Ты это можешь, только приложи усилия» и др.).
— Не тревожьтесь о результате, который покажет ваш ребенок, участвуя в предметной олимпиаде. Внушайте ему мысль, что этот результат – ещё не показатель возможности человека.
— Не повышайте тревожность ребенка накануне состязаний, это отрицательно скажется на результате.
— Укрепляйте уверенность ребенка в себе: подбадривайте, хвалите его, говорите ему о своей любви.
— Не критикуйте ребенка в случае неудачи на олимпиаде, обязательно поддержите его, если он получил меньше баллов, чем рассчитывал!
Таким образом вы создадите максимально комфортные условия для подготовки своего ребенка к участию в предметны олимпиадах, поможете ему рационально распределить свои силы и время и, что не менее важно, на деле убедите его в своей любви и уважении, а значит, сблизитесь эмоционально
свернутьКризисные ситуации: как помочь ребёнку
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог».
В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность».
Таким образом, слово «кризис» несёт в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.
Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы:
возрастные кризисы;
кризисы утраты и разлуки; т
равматические кризисы.
Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. В первую очередь этот вид кризиса обусловлен физиологическими сдвигами в организме ребёнка, морфофункциональными перестройками.
Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамент), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений.
Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами.
Подростковый кризис (13-17 лет)
Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Проявляется половое влечение и связанные с ним новые переживания, потребности и мысли. Возникшее в результате чувство взрослости интерпретируется им как готовность стать полноправным членом взрослого общества, быть самостоятельным, добиваться уважения со стороны старших. При этом социально подросток остаётся ещё школьником, его стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны взрослого окружения. Это противоречие и лежит в основе подросткового кризиса.
В пубертатный период проблемы и конфликты подростка могут перейти в затяжные кризисы. Именно в этом возрасте появляется первый пик суицидальной активности (суицидальные попытки и суициды), возникает риск негативных зависимостей (алкоголь, наркотики, токсические вещества и т. д.), депрессии, психогенные приступы с переживанием отчуждённости.
Непреодолённые кризисы в сочетании с психотравмами могут превратиться в запущенные или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегания, вандализм, убийство, или суицид.
Кризисы утраты и разлуки
Утрата – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека.
С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей.
Процесс адаптации детей после развода условно делят на три фазы:
Первая, самая острая фаза, длится примерно до двух лет. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми.
Вторая фаза – переходная. Взрослые налаживают жизнь друг без друга, испытывая подъёмы и спады.
Третья фаза означает создание нового жизненного стиля. Один или оба родителя заводят новые семьи. Если дети не подготовлены к этому, их отношения с приёмными родителями могут складываться очень сложно, вызывать напряжение как у взрослых, так и у детей.
Горе – реакция на потерю близкого человека
Стадии горя:
Травматические кризисы
возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.
Выделяют травмы:
- причинённые каким-либо стихийным или природным бедствием;
- причинённые людьми (все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты).
Психологическое насилие
ОТВЕРЖЕНИЕ – родитель отказывается выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребёнка, демонстрирует неприязнь.
ОТКАЗ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ОТКЛИКЕ– излишняя холодность, нежелание вступать в контакт («отстань», «не мешай», «иди отсюда»…). УНИЖЕНИЕ – употребление обидных и бранных слов, в т.ч. в присутствии других людей («бездельник», «дебил», «лентяй»…) – снижается самооценка и самоуважение ребёнка.
ЗАПУГИВАНИЕ – родители направленно поддерживают в ребёнке чувство страха («сдам в детдом»…)
ИЗОЛЯЦИЯ ОТ НОРМАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ – способ запугивания (запереть ребёнка в комнате, кладовке…)
ЭКСПЛУАТАЦИЯ – предъявление ребёнку чрезмерных не соответствующих возрасту требований (ухаживать за братом/сестрой, зарабатывание денег…) МОРАЛЬНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ – кражи, наркотики.
Индикаторы психологического насилия
3.Социальные - социальная беспомощность, неумение налаживать контакты…
Последствия:
Снижение мотивации достижения, обесценивание своей личности и достижений, эмоциональная холодность, может стать жертвой насилия со стороны сверстников («поведение жертвы»), суицидальное поведение.
Психологическое насилие в школе
Действия, совершаемые в отношении ученика или учителя, направленные на ухудшение эмоционального самочувствия и психоэмоционального благополучия жертвы. Виды насилия: насмешки, присвоение кличек, замечания и необъективные оценки, буллинг (травля), изоляция, отказ от общения, издевательства…
ПОСЛЕДСТВИЯ:
Нарушение дружеских взаимоотношений, самооценки, снижение психологического статуса, безысходность и безнадёжность, тревожность, агрессивность, возникновение суицидальных мыслей и действий.
Психическая травма
Дестабилизирующее воздействие на личность различных стрессов, имеющих более выраженный характер по сравнению с повседневными трудностями. Экстремальная ситуация имеет важное значение для личности и субъективно оценивается как выходящая за рамки нормального человеческого опыта.
Стрессогенные травматические ситуации для детей:
Неизлечимое заболевание;
Смерть родителей или значимых близких людей;
Развод родителей;
Рождение братьев, сестёр;
Эпизоды психического, физиологического, сексуального насилия;
Невозможность удовлетворения базовых потребностей ребёнка (кров, питание, защита и т.п.);
Переживание катастроф, бедствий, терактов;
Переезд в другой город, другой район, переход другую школу;
Эмиграция; Поступление в школу;
Присутствие при смерти, убийстве человека или животного.
Реакция организма на психотравмирующую ситуацию:
3 дня: сначала визуально может ничего не происходить, но через 3 дня проявляется травматическая реакция – физиологические нарушения (нарушения сна, кошмары, заторможенность и пр.)
2 недели: период травматической реакции: наплыв травматических воспоминаний, остро и отчётливо переживаются, невозможность контролировать; возбуждение, тревожность, утрата чувства безопасности и защищённости, попытки избегать разговоров, полная или частичная амнезия, трудности концентрации внимания, памяти, вспышки гнева, изменение настроения и пр.
Если организм не справился за 3-6 месяцев, то развивается Посттравматическое стрессовое расстройство.
Суицидальное поведение
Суицид –осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70% до 75% тем или иным образом раскрывает свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что ¾ тех, кто совершает самоубийства, до этого, по какому-либо поводу, в течении ближайших месяцев, посещают врачей, общаются с любимыми друзьями, психологом. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.
Группа риска подросткового суицида
- Пережившие утрату близкого значимого человека;
- Употребляющие алкоголь, наркотики, ПАВ;
- Принадлежащие к молодёжным субкультурам;
- Признанные находящимися в СОП;
- Пережившие травматическую ситуацию;
- Нарушены отношения со сверстниками;
- Нарушены отношения с родителями;
- Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.
- Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей. - Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.
- Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в периоде полового созревания.
Виды суицида:
Истинный. Демонстративный суицид (попугать).
Скрытый суицид (суицидально обусловленное поведение – занятия экстремальным спортом, рисковая езда на автомобиле, алкогольная или наркотическая зависимость.
Мотивы суицидального поведения детей и подростков:
1.Переживание обиды,одиночества, отчужденности и непонимания.
Причины суицидального поведения детей и подростков
Нарушение детско-родительских отношений.
Конфликты с друзьями или педагогами (как последняя капля, толкнувшая к суициду, но основная причина №1)
Прессинг успеха (страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех)
Отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков ( самоубийца вызывает сочувствие, а не презрение)
Самоубийство фанатов после смерти кумира (имеют часто массовый характер).
Вербальные (речевые) ключи:
Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить».
Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».
Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.
Поведенческие ключи:
Отчаяние и плач. Повторное прослушивание грустной музыки и песен
Нехватка жизненной активности.
Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).
Повышение или потеря аппетита.
Вялость и апатия.
Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.
Уход от обычной социальной активности, замкнутость
Приведение в порядок своих дел.
Отказ от личных вещей.
Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.
Суицидальные попытки в прошлом.
Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе.
Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
Скудные планы на будущее.
Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.
Рекомендации по оказанию поддержки ребенку, имеющему признаки суицидального риска
-не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
не предлагайте того, чего не в состоянии сделать; дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит; говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью (психолог, психотерапевт и пр.).
свернутьВозрастные особенности младшего подростка:
Признаки успешной адаптации:
Признаки дезадаптации:
Чем можно помочь? (для родителей)
СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ
Слова поддержки
Слова разочарования:
Поддерживать можно посредством:
Как относиться к отметкам ребёнка? (для родителей)
КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ:
Рекомендации классному руководителю 5 класса
Рекомендации учителям –предметникам
Педагог-психолог
свернуть